Я на стройке работаю чуть больше 20 лет и за это время мне попадались разные люди. С опытом мне пришло понимание того, с какими нужно работать, а с какими нет. В этой статье я постарался описать характеристики людей, с которыми я стараюсь не иметь никаких дел и даже общения избегаю.
Гдеподешевельщики
Есть такая категория людей, для которых стоимость товара или услуги приоритетнее всего. Разговоры с ними, как правило, однотипные:
- Сколько у вас стоит установить радиатор отопления?
- А какие радиаторы вам нужно установить? В каком месте?
- Это неважно. Сколько стоит?
- Вам в частном доме их нужно поставить или в многоквартирном?
- Да это неважно. Цена у вас какая?
Стоимость установки радиаторов зависит от многих факторов. У вас может быть система отопления из пластиковых труб, а может быть из металлических. Можно установить радиатор в частном доме, а можно в многоэтажке. В одном случае слить воду из системы отопления не проблема, а в многоэтажке это целая эпопея.
Ваш дом может быть в километре от нас, а может быть в трехстах километрах. Поэтому везде цена будет разной. Какую цифру мне нужно озвучить?
Адекватный человек расскажет все исходные данные и потом можно будет оценить стоимость работ. Поэтому как только я определяю, что разговариваю с гдеподешевельщиком, сразу говорю, что ему лучше поискать других мастеров. Свяжешься с таким и потом будешь долго жалеть об этом.
Вымогатели
Их трудно вычислить с первого взгляда, но из-за этих людей я попадал на время и деньги несколько раз в своей жизни. С ними договариваешься на одно, делаешь, а они говорят: чтобы получить деньги за ту работу, ты должен ещё вот эту работу сделать. Делаешь это, возникает следующее условие. Без потерь распрощаться с такими людьми очень сложно.
Таких заказчиков сложно вычислить на начальном этапе работ, поэтому я сейчас стараюсь делать техзадание как можно подробнее. В котором указано всё до мелочей. Это забирает время, но очень выручает, когда попадается такой вымогатель.
Эксперты
Редко какой мастер может спокойно реагировать на то, что заказчик стоит над душой. Меня это раздражает. А если заказчик включает режим эксперта и начинает советовать мне, как и что делать, это бесит вдвойне.
Терпеть этого не могу. Сразу объясняю заказчику: если вы всё знаете и умеете, то зачем наняли меня? Возьмите и сами сделайте. Либо заказчик уходит после этих слов, либо я ухожу.
Как мне попался заказчик-эксперт
Но в самом начале своей карьеры по монтажу отопления я пошёл на поводу у такого заказчика-эксперта, что и стало уроком на всю жизнь. В 2013 году ко мне обратился человек с просьбой сделать ему отопление и водопровод.
Договорились по цене, я сделал, что он хотел. Запустил отопление и говорю заказчику, что пора рассчитываться. Он мне говорит, что я неправильно водопроводную трубу проложил. На стене снизу идёт труба водопровода, потом обратка отопления, затем подача отопления.
Надо было делать так, чтобы водопроводная труба шла посередине, между подачей и обраткой отопления — говорит заказчик. Иначе она зимой может замёрзнуть. Я ему отвечаю, что труба не может замёрзнуть, так как в доме плюсовая температура.
Трубы с холодной водой всегда прокладываются снизу тех, в которых горячая вода. Это делается для того, чтобы не было конденсата.
Об этом сказано в строительных правилах: СП 30.13330.2012 пункт 5.4.11 При совместной прокладке в каналах с трубопроводами, транспортирующими горячую воду или пар, сеть холодного водопровода необходимо размещать ниже этих трубопроводов с устройством термоизоляции.
Заказчик: мне всё равно, что в правилах написано. Либо ты делаешь, как я хочу, либо я тебе платить не буду. Мне пришлось разбирать гипсокартон, переделывать трубы, как он хотел и закрывать заново стену гипсокартоном.
При этом если заказчик подал бы иск в суд, то решение суд вынес в пользу заказчика. Я же не по строительным нормам сделал. С тех пор у меня правило: либо я делаю по строительным правилам и нормам, либо вообще ничего не делаю.
Лучше отказаться от работы с таким заказчиком, чем потом быть должным. Я в Дзене писал про прораба, который построил дом не по нормам, а так, как хотел заказчик. Потом на него заказчик подал в суд и прораб остался должен миллион рублей.
Важные люди
Хорошо, что этих заказчиков можно выявить на этапе переговоров. Эти люди могут договориться о встрече и заставляют себя ждать. Они сразу показывают, кто тут босс. Типа я главный, а ты какой-то раб, которому я даю работу с барского плеча. Может ещё и денег дам, если мне всё понравится.
Общаются такие заказчики с мастерами сквозь зубы, презрение из них лезет из всех щелей. Мне такие люди крайне неприятны. Даже за большие деньги с ними не работаю. Мне кажется, что если мастер себя уважает, то с такими людьми он работать не будет.
Контролёры
Эти заказчики любят всё контролировать. Стоять над душой у мастера для них обычное дело. Они засекают, во сколько мастер пришёл на работу и во сколько ушёл. Они с точностью до минуты могут сказать, сколько времени мастер пил чай или ходил в туалет. Сколько было перекуров.
Эти люди искренне считают, что без их контроля ничего не будет сделано или будет делаться долго и получится плохо. Огромный плюс в том, что такие заказчики с самого начала работ себя проявляют. Можно сразу определиться кто уходит с объекта: я или заказчик.
Негативщики
У таких людей одни проблемы. Они любят присесть на уши и рассказывать, как у него всё плохо: денег нет, жена не такая, дети плохие, работа паршивая. У строителей руки не оттуда растут и так далее.
Зачем вы мне это всё рассказываете? Вы меня наняли сделать работу. Я её делаю, вы мне платите сумму, о которой договорились. Сходите к психологу со своими проблемами. Зачем вы меня ими грузите? У меня своих проблем хватает.
С такими людьми я стараюсь не общаться. Они бывают как среди заказчиков, так и среди мастеров. Послушаешь день такого, потом у самого руки опускаются. Ничего не хочется.
Антиподы
Есть такие заказчики, которые просто не нравятся. Даже нельзя объяснить, что не именно нравится. На подсознательном уровне не нравится мне этот человек и всё. От такого заказчика тоже отказываюсь. Сколько раз я пытался с такими работать, всегда какие-то качели возникали.
Вывод
С опытом я понял, чтобы хорошо жить, нужно работать с приятными и вежливыми людьми, которые ценят мой труд. Если я раньше оценивал объект, то сейчас я оцениваю заказчика. Работаю только с теми, которые мне нравятся. Намного приятнее работать у того, кто общается с тобой на равных и ценит твой труд.
В принципе описал все правильно. То же не меньше работаю сам на себя. Встречаются разные люди. Такие, как ты описал попадаются крайне редко. Обычно бывают часть одного, часть другого. Да и раскидываться клиентами не вариант. Нужно прежде начать с себя: быть более покладистым, прислушиваться, соглашаться. Рассказывать, показывать. Поговорить с людьми о жизни, посочувствовать им- то же плюс. В карман)) От меня не убывает. В одно ухо влетело- в другое вылетело. Я всегда рассказываю , показываю заказчикам, почему так делаю, сколько труда стоило это стоило. Это психология. Вымогатели и эксперты да, мне то же неприятны. Но с ними можно работать нормально. При некоторых условиях. А остальные- да пофиг! Мне с ними детей не крестить. Главное платят!
Каждый сам выбирает, с кем работать, а кем нет.
Я к некоторым заказчикам лояльно отношусь, а других терпеть не могу и ни за какие деньги у них работать не буду.